Шина состоит из каркаса, протектора, слоёв брекера, борта и боковой части.
Каркас шины изготавливают из резины, которая в свою очередь изготавливается и синтетических и натуральных каучуков и корд. Кордовая ткань изготавливается из текстильных, полимерных и металлических нитей (металлокорд). Полимерный и текстильный корд применяется при изготовлении шин для легковых автомобилей. Металлокорд для шин грузовых автомобилей.
Протектор шин нужен для оптимального сцепления колеса с дорогой особенно в неблагоприятных условиях и для защиты каркаса от повреждений. В зависимости от рисунка протектора, шины различаются в назначении.
Брекер предназначен для придания жесткости шине в пятне (контакт дороги с шиной), для защиты шины и камеры от механических повреждений. Находится между протектором и каркасом.
Дальше по колесу идет боковая часть и борт. Боковая часть служит защитой от боковых повреждений. Борт служит для герметичной посадки покрышки на обод колеса, он покрыт изнутри воздухонепроницаемой резиной.
На каждой шине имеется маркировка — метрическая система автомобильных шин, присваиваемая по результатам специальных стендовых испытаний — индексы скорости и нагрузки шин.
Индекс скорости — категория скорости — буквенное обозначение указывает предельно допустимую скорость эксплуатации. Производители рекомендую придерживаться скорости на 10-15% меньше той что указана в маркировке.
Категории скорости: | |
Индекс | км/ч |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
Z | свыше 240 |
Индекс нагрузки — индекс грузоподъемности — коэффициент нагрузки — указывает на максимально допустимый вес автомобиля, который приходится на одно колесо и при котором колесо и шина сохраняют свои характеристики, размер и геометрию пятна.
Индексы нагрузки: | |||
Индекс нагрузки | Максимальная грузоподъемность шины, кг | Индекс нагрузки | Максимальная грузоподъемность шины, кг |
66 | 300 | 94 | 670 |
67 | 307 | 95 | 690 |
68 | 315 | 96 | 710 |
69 | 325 | 97 | 730 |
70 | 335 | 98 | 750 |
71 | 345 | 99 | 775 |
72 | 355 | 100 | 800 |
73 | 365 | 101 | 830 |
74 | 375 | 102 | 850 |
75 | 387 | 103 | 875 |
76 | 400 | 104 | 900 |
77 | 412 | 105 | 925 |
78 | 425 | 106 | 950 |
79 | 437 | 107 | 975 |
80 | 450 | 108 | 1000 |
81 | 462 | 109 | 1030 |
82 | 475 | 110 | 1050 |
83 | 487 | 111 | 1090 |
84 | 500 | 112 | 1120 |
85 | 515 | 113 | 1150 |
86 | 530 | 114 | 1180 |
87 | 545 | 115 | 1215 |
88 | 560 | 116 | 1250 |
89 | 580 | 117 | 1285 |
90 | 600 | 118 | 1320 |
91 | 615 | 119 | 1360 |
92 | 630 | 120 | 1400 |
93 | 650 | 121 | 1450 |
История шин:
Автомобильные шины очень важная часть колеса, изготавливаются из резины, обеспечивают контакт транспортного средства с дорожным покрытием. Первую шину запатентовал Роберт Уильям Томсон в 1846 году в Англии, после всех испытаний и экспериментов в 1849 году изобретение можно было считать завершенным. Первые фотографии воздушного колеса опубликовал популярный журнал «Mechanics Magazine». Но изобретение опережало время и ни нашлось ни одного заинтересованного, что бы воплотить идею в жизнь. На этом дело и закончилось.
В 1887 году Джон Данлоп в Шотландии придумал одеть на велосипед широкие резиновые обручи и надуть их воздухом. Данлоп получил патент и в 1889 году на гонках в Белфасте гонщик Уильям Хьюм выступавший на велосипеде с шинами Данлопа выиграл все три заезда. Так началась история крупнейшей в мире компании по изготовлению шин. В 1890 году группа молодых инженеров решили усовершенствовать колесо и предложили отделять покрышку от шины, тем самым появилась возможность применять пневматические шины на автомобилях. Первыми были французы Эдуард и Андре Мишлен.
Все последующие изобретения связанные с шинами были направлены на усовершенствование конструкции и изготовление. Материалы стали более прочными, надежными и долговечными. Конструкция колеса стала немного сложнее и имеет маркировку.